Добавил гайд по изучению базовых навыков clickhouse

Если такой формат зайдет, то буду расширять текущее описание. Например про кластер + добавлю гайды по другим базам
This commit is contained in:
Rinsvent 2023-06-12 09:33:17 +07:00
commit ed11050a75
13 changed files with 307 additions and 0 deletions

2
.gitignore vendored Normal file
View File

@ -0,0 +1,2 @@
db-data
.idea

275
README.md Normal file
View File

@ -0,0 +1,275 @@
# Clickhouse guide
Clickhouse - очень мощный инструмент. Это высокопроизводительная база данных, которая обладает большим спектром возможностей.
Хорошо подходит для построения отчетов и хранения истории.
## Запустить контейнер
```bash
docker compose up -d
```
## Подключаемся через PhpStorm к базе
### Ищем список драйверов
![Ищем список клиентов](images/1.png)
### Выбираем драйвер
![Выбираем клиент](images/2.png)
### Указываем доступы до базы
Доступы можно взять из docker-compose.yml
- Логин - dbuser
- Пароль - dbuser
- Имя базы данных - dbname
![Указываем доступы до базы](images/3.png)
### Переходим в терминал
![Переходим в терминал](images/4.png)
### Выбираем дефолтную консоль
![Выбираем дефолтную консоль](images/5.png)
## Создание таблиц
В целом clickhouse реализует sql и запросы похожи не те, которые используются при работе в mysql, но есть ряд отличий(с ними познакомимся дальше).
Создание таблицы может выглядеть так
```clickhouse
CREATE TABLE history
(
uuid UUID,
entity ENUM('user', 'device'),
entity_id String,
action Int16,
field String,
value Nullable(String),
created_by Int32,
created_at DateTime
)
Engine MergeTree()
PARTITION BY toYYYYMM(created_at)
PRIMARY KEY (created_at, uuid)
ORDER BY (created_at, uuid);
```
Нужно скопировать запрос в терминал и выполнить (ctrl + enter)
В данном случае мы создали простую таблицу для хранения истории
В clickhouse нет auto increment поэтому в качестве primary key используется uuid.
В данном случае создана партицированная таблица с разбивкой по месяцам, поэтому мы обязаны при создании добавить поле в PRIMARY KEY и ORDER BY
Партиции позволяют ускорить запрос за счет того что выборка получается меньше по размерам. Вместо 1 большой таблицы на 10 миллионов записей, можно получить 10 виртуальных таблиц по 1 миллиону.
При запросе к такой таблице clickhouse может перенаправить запрос только в нужные партиции тем самым избежав обхода лишнего колличества данных.
С точки зрения использования запрос не меняется. Мы по прежнему работаем с 1 таблицей. Всю магию по определению партиция и объединению результатов выборки clickhouse реализует под капотом.
За счет этого, запросы получаются быстрее по сранению с классической single таблицей.
По sql выше мы видим, что определение типов в запросе выглядит иначе по сранению с mysql.
Информацию по типам можно найти в оффициальной документации в этом разделе https://clickhouse.com/docs/ru/sql-reference/data-types/int-uint.
Наиболее явное отличие это определение nullable - оно связано с типом в отличие от mysql.
Дальше в запросе видно что мы указали engine для таблицы. В отличие от mysql, где на проекте обычно используется всегда один движок, в clickhouse нужно иметь понятие об их существовании и отличиях.
Официальная документация тут https://clickhouse.com/docs/ru/engines/table-engines.
Каждый движок несет свои уникальные возможности.
Например:
- MergeTree - позволяет использовать партиции и быстро обрабатывает insert запросы
- MySql - позволяет делать запросы к mysql через clickhouse и тем самым избежать дублирования данных
- File - позволяет писать / читать из конкретного файла. Может быть удобно для просмотра логов, либо для быстрого импорта данных в основную таблицу на основе которой уже выводится статистика.
## Модификация полей таблицы (DDL)
Модификация полей в целом аналогична mysql
Выполним запрос и описание таблицы
```clickhouse
ALTER TABLE history MODIFY COLUMN created_by Nullable(Int32)
```
Посмотрим DDL
![img.png](images/ddl.png)
Видим такой результат
```clickhouse
-- auto-generated definition
create table history
(
uuid UUID,
entity Enum8('user' = 1, 'device' = 2),
entity_id String,
action Int16,
field String,
value Nullable(String),
created_by Nullable(Int32),
created_at DateTime
)
engine = MergeTree PARTITION BY toYYYYMM(created_at)
PRIMARY KEY (created_at, uuid)
ORDER BY (created_at, uuid)
SETTINGS index_granularity = 8192;
```
Текущая схема соответствует ожидаемой структуре.
## Вставка данных
Вставка данных похожа на mysql.
Выполните в терминале
```clickhouse
insert into history SELECT generateUUIDv4(), 'user', generateUUIDv4(), rand32(), 'first_name', 'Anakin', 3, now() - interval 100 day;
insert into history SELECT generateUUIDv4(), 'user', generateUUIDv4(), rand32(), 'last_name', 'Skywalker', 2, now() - interval 50 day;
insert into history SELECT generateUUIDv4(), 'user', generateUUIDv4(), rand32(), 'age', '33', 1, now() - interval 10 day;
insert into history SELECT generateUUIDv4(), 'user', generateUUIDv4(), rand32(), 'first_name', 'Denis', 2, now();
```
Данные должны успешно вставиться и быть доступны на чтение
Сейчас можно посмотреть какие партиции созданы
Выполним запрос
```clickhouse
SELECT
partition,
name,
active
FROM system.parts
WHERE table = 'history';
```
В ответе будет примерно такое
![img.png](images/partitions.png)
Здесь видно, что данные разбиты на 5 частей, не смотря на то что у нас три записи попадают в один месяц. При вставке clickhouse вставляет данные в отдельные куски и затем в фоне может их обрабатывать и объединять для оптимизации.
По окончанию мы увидим следующий результат
![img.png](images/partitions2.png)
Сейчас можно попробовать встаить такие данные
```clickhouse
insert into history SELECT generateUUIDv4(), 'device', generateUUIDv4(), rand32(), 'first_name', 'Denis', null, now();
```
Вставка происходит успешно. Несмотря на то, что мы передаем null в not nullable поле created_by. В данном случае значение привелось к 0 и сохранилось в базе
А теперь попробуем вставить такие данные
```clickhouse
insert into history SELECT generateUUIDv4(), 'device2', generateUUIDv4(), rand32(), 'first_name', 'Denis', 3, now();
```
clickhouse выдает ошибку что значение enum нам не известно и возвращает ошибку.
## Модификация данных
В clickhouse нет классического редактирования данных. Отказ от update позволяет clickhouse быть таким быстрым.
Но не все безнадежно. Если нельзя но очень хочется, то есть механизм мутаций.
Подробнее тут https://clickhouse.com/docs/ru/sql-reference/statements/alter#mutations
В целом это выглядит как редактирование на mysql, но через alter table
```clickhouse
alter table history update value='Dionis' where value='Denis';
```
В данный момент возможно посмотреть список мутаций так
```clickhouse
SELECT
mutation_id,
command,
is_done
FROM system.mutations
WHERE table = 'history';
```
В ответе будет такое
![img.png](images/mutations.png)
Из таблицы видно, что наш запрос был зарегистрирован в списке мутаций и что он уже выполнился.
Особо сложные запросы могут выполняться часами.
Такое обновление происходит асинхронно в фоне и не блочит работу таблицы.
Также можно заметить что изменения типа полей таблицы также были зарегистрированы в мутациях.
Несмотря на то, что есть возможность редактировать данные - не стоит этим злоупотреблять. Если единовременно будет много мутаций в обработке, то это плохо скажется на производительности системы и может привести к ошибкам накатки мутаций.
Мутации следует использовать когда одним запросом можно привести данные к ожидаемому результату.
Например, на основе одного поля рассчитать значения другого или скопировать значения поля из соседней таблицы в указанную.
Вероятно, что может понадобиться возможность частого обновления данных. В этом случае есть несколько лайфхаков.
Подробнее тут - https://habr.com/ru/companies/just_ai/articles/589621/
Один из простых способов достичь нужного нам результата выглядит так.
- Создаем еще одну таблицу где мы будем хранить более свежие значения полей
- Строим запрос с проверкой на наличие свежей версии значения
- Раз в определенный период (например раз в месяц) выполняем мутацию на перенос значений в основную таблицу и чистим значения из дополнительной
Создаем таблицу
```clickhouse
CREATE TABLE history_value
(
uuid UUID,
value Nullable(String),
timestamp Int64
)
Engine ReplacingMergeTree()
ORDER BY uuid;
```
Обновляем значение
```clickhouse
insert into history_value (uuid, value, timestamp) VALUES ((select uuid from history where field='age' and value='33'), '44', toUnixTimestamp(now()));
```
Получаем строки с актуальными значениями
```clickhouse
select
uuid,
entity,
entity_id,
action,
field,
coalesce(hv.value, h.value),
created_by,
created_at
from history h left join history_value hv on h.uuid = hv.uuid;
```
Обновляем значение повторно
```clickhouse
insert into history_value (uuid, value, timestamp) VALUES ((select uuid from history where field='age' and value='33'), '55', toUnixTimestamp(now()));
```
После повторно операции видим, что у нас дублируются записи
![img.png](images/override_value.png)
Можно было бы остановиться на первом варианте запроса с актуальными значениями, если допустимо, что какое-то время данные будут дублироваться.
Например, если выполнить обновление ночью, то к утру, вероятно, что лишние данные уже будут дедублицированы.
Чтобы ускорить процесс слияния кусков, можно принудительно запустить внеочередное слияние так:
Предлагаю пока не выполнять этот запрос, а продолжить изучение дальше.
По окончанию практики можете повторить выполнить вставку нескольких строк данных и оптимизацию таблицы самостоятельно.
```clickhouse
OPTIMIZE TABLE history_value DEDUPLICATE;
```
Если же запрос выполнили, то вставьте еще несколько строк
```clickhouse
insert into history_value (uuid, value, timestamp) VALUES ((select uuid from history where field='age' and value='33'), '66', toUnixTimestamp(now()));
insert into history_value (uuid, value, timestamp) VALUES ((select uuid from history where field='age' and value='33'), '77', toUnixTimestamp(now()));
```
Подбедить дубли в realtime можно, например так:
```clickhouse
select
h.uuid,
entity,
entity_id,
action,
field,
coalesce(hv.value, h.value),
created_by,
created_at
from history h
left join history_value hv on h.uuid = hv.uuid
left join history_value hv2 on h.uuid = hv2.uuid
where empty(hv.uuid) or (hv2.timestamp < hv.timestamp);
```
Так как для таблицы использовался движок ReplacingMergeTree, то дубль значения будет удален автоматически.
Раз в определенный период можно запускать миграции для чистки лишних значений.
Синхронизируем значения
```clickhouse
alter table history update value=(
select coalesce(hv.value, h.value)
from history h
left join history_value hv on h.uuid = hv.uuid
left join history_value hv2 on h.uuid = hv2.uuid
where history.uuid = h.uuid and (hv2.timestamp < hv.timestamp)
)
where uuid in (select distinct history_value.uuid from history_value);
```
И после этого удаляем лишние значения
```clickhouse
alter table history_value
delete where timestamp <= (
select max(create_time)
from system.mutations
where command like '%UPDATE history%' and is_done = 1
);
```
## Удаление записей
Здесь ситуация аналогична update.

30
docker-compose.yml Normal file
View File

@ -0,0 +1,30 @@
version: '3.8'
services:
clickhouse:
image: clickhouse/clickhouse-server:23.4
container_name: clickhouse
mem_limit: 2048m
restart: always
environment:
- TZ=${WORKSPACE_TIMEZONE:-Asia/Novosibirsk}
- CLICKHOUSE_USER=dbuser
- CLICKHOUSE_PASSWORD=dbuser
- CLICKHOUSE_DB=dbname
- PUID=${WORKSPACE_PUID:-1000}
- PGID=${WORKSPACE_PGID:-1000}
volumes:
- ./db-data/clickhouse:/var/lib/clickhouse
ports:
- "8123:8123"
ulimits:
nofile:
soft: 262144
hard: 262144
networks:
- general
networks:
general:
external:
name: general

BIN
images/1.png Normal file

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 18 KiB

BIN
images/2.png Normal file

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 42 KiB

BIN
images/3.png Normal file

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 58 KiB

BIN
images/4.png Normal file

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 24 KiB

BIN
images/5.png Normal file

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 18 KiB

BIN
images/ddl.png Normal file

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 79 KiB

BIN
images/mutations.png Normal file

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 21 KiB

BIN
images/override_value.png Normal file

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 39 KiB

BIN
images/partitions.png Normal file

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 12 KiB

BIN
images/partitions2.png Normal file

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 9.2 KiB