Добавил гайд по изучению базовых навыков clickhouse
Если такой формат зайдет, то буду расширять текущее описание. Например про кластер + добавлю гайды по другим базам
2
.gitignore
vendored
Normal file
@ -0,0 +1,2 @@
|
||||
db-data
|
||||
.idea
|
275
README.md
Normal file
@ -0,0 +1,275 @@
|
||||
# Clickhouse guide
|
||||
|
||||
Clickhouse - очень мощный инструмент. Это высокопроизводительная база данных, которая обладает большим спектром возможностей.
|
||||
Хорошо подходит для построения отчетов и хранения истории.
|
||||
|
||||
## Запустить контейнер
|
||||
```bash
|
||||
docker compose up -d
|
||||
```
|
||||
|
||||
## Подключаемся через PhpStorm к базе
|
||||
### Ищем список драйверов
|
||||
![Ищем список клиентов](images/1.png)
|
||||
### Выбираем драйвер
|
||||
![Выбираем клиент](images/2.png)
|
||||
### Указываем доступы до базы
|
||||
Доступы можно взять из docker-compose.yml
|
||||
- Логин - dbuser
|
||||
- Пароль - dbuser
|
||||
- Имя базы данных - dbname
|
||||
|
||||
![Указываем доступы до базы](images/3.png)
|
||||
### Переходим в терминал
|
||||
![Переходим в терминал](images/4.png)
|
||||
### Выбираем дефолтную консоль
|
||||
![Выбираем дефолтную консоль](images/5.png)
|
||||
|
||||
## Создание таблиц
|
||||
В целом clickhouse реализует sql и запросы похожи не те, которые используются при работе в mysql, но есть ряд отличий(с ними познакомимся дальше).
|
||||
Создание таблицы может выглядеть так
|
||||
```clickhouse
|
||||
CREATE TABLE history
|
||||
(
|
||||
uuid UUID,
|
||||
entity ENUM('user', 'device'),
|
||||
entity_id String,
|
||||
action Int16,
|
||||
field String,
|
||||
value Nullable(String),
|
||||
created_by Int32,
|
||||
created_at DateTime
|
||||
)
|
||||
Engine MergeTree()
|
||||
PARTITION BY toYYYYMM(created_at)
|
||||
PRIMARY KEY (created_at, uuid)
|
||||
ORDER BY (created_at, uuid);
|
||||
```
|
||||
Нужно скопировать запрос в терминал и выполнить (ctrl + enter)
|
||||
|
||||
В данном случае мы создали простую таблицу для хранения истории
|
||||
В clickhouse нет auto increment поэтому в качестве primary key используется uuid.
|
||||
В данном случае создана партицированная таблица с разбивкой по месяцам, поэтому мы обязаны при создании добавить поле в PRIMARY KEY и ORDER BY
|
||||
Партиции позволяют ускорить запрос за счет того что выборка получается меньше по размерам. Вместо 1 большой таблицы на 10 миллионов записей, можно получить 10 виртуальных таблиц по 1 миллиону.
|
||||
При запросе к такой таблице clickhouse может перенаправить запрос только в нужные партиции тем самым избежав обхода лишнего колличества данных.
|
||||
С точки зрения использования запрос не меняется. Мы по прежнему работаем с 1 таблицей. Всю магию по определению партиция и объединению результатов выборки clickhouse реализует под капотом.
|
||||
За счет этого, запросы получаются быстрее по сранению с классической single таблицей.
|
||||
|
||||
По sql выше мы видим, что определение типов в запросе выглядит иначе по сранению с mysql.
|
||||
Информацию по типам можно найти в оффициальной документации в этом разделе https://clickhouse.com/docs/ru/sql-reference/data-types/int-uint.
|
||||
Наиболее явное отличие это определение nullable - оно связано с типом в отличие от mysql.
|
||||
|
||||
Дальше в запросе видно что мы указали engine для таблицы. В отличие от mysql, где на проекте обычно используется всегда один движок, в clickhouse нужно иметь понятие об их существовании и отличиях.
|
||||
Официальная документация тут https://clickhouse.com/docs/ru/engines/table-engines.
|
||||
Каждый движок несет свои уникальные возможности.
|
||||
Например:
|
||||
- MergeTree - позволяет использовать партиции и быстро обрабатывает insert запросы
|
||||
- MySql - позволяет делать запросы к mysql через clickhouse и тем самым избежать дублирования данных
|
||||
- File - позволяет писать / читать из конкретного файла. Может быть удобно для просмотра логов, либо для быстрого импорта данных в основную таблицу на основе которой уже выводится статистика.
|
||||
|
||||
## Модификация полей таблицы (DDL)
|
||||
Модификация полей в целом аналогична mysql
|
||||
Выполним запрос и описание таблицы
|
||||
```clickhouse
|
||||
ALTER TABLE history MODIFY COLUMN created_by Nullable(Int32)
|
||||
```
|
||||
Посмотрим DDL
|
||||
|
||||
![img.png](images/ddl.png)
|
||||
Видим такой результат
|
||||
|
||||
```clickhouse
|
||||
-- auto-generated definition
|
||||
create table history
|
||||
(
|
||||
uuid UUID,
|
||||
entity Enum8('user' = 1, 'device' = 2),
|
||||
entity_id String,
|
||||
action Int16,
|
||||
field String,
|
||||
value Nullable(String),
|
||||
created_by Nullable(Int32),
|
||||
created_at DateTime
|
||||
)
|
||||
engine = MergeTree PARTITION BY toYYYYMM(created_at)
|
||||
PRIMARY KEY (created_at, uuid)
|
||||
ORDER BY (created_at, uuid)
|
||||
SETTINGS index_granularity = 8192;
|
||||
```
|
||||
Текущая схема соответствует ожидаемой структуре.
|
||||
|
||||
## Вставка данных
|
||||
Вставка данных похожа на mysql.
|
||||
Выполните в терминале
|
||||
```clickhouse
|
||||
insert into history SELECT generateUUIDv4(), 'user', generateUUIDv4(), rand32(), 'first_name', 'Anakin', 3, now() - interval 100 day;
|
||||
insert into history SELECT generateUUIDv4(), 'user', generateUUIDv4(), rand32(), 'last_name', 'Skywalker', 2, now() - interval 50 day;
|
||||
insert into history SELECT generateUUIDv4(), 'user', generateUUIDv4(), rand32(), 'age', '33', 1, now() - interval 10 day;
|
||||
insert into history SELECT generateUUIDv4(), 'user', generateUUIDv4(), rand32(), 'first_name', 'Denis', 2, now();
|
||||
```
|
||||
Данные должны успешно вставиться и быть доступны на чтение
|
||||
Сейчас можно посмотреть какие партиции созданы
|
||||
Выполним запрос
|
||||
```clickhouse
|
||||
SELECT
|
||||
partition,
|
||||
name,
|
||||
active
|
||||
FROM system.parts
|
||||
WHERE table = 'history';
|
||||
```
|
||||
В ответе будет примерно такое
|
||||
|
||||
![img.png](images/partitions.png)
|
||||
|
||||
Здесь видно, что данные разбиты на 5 частей, не смотря на то что у нас три записи попадают в один месяц. При вставке clickhouse вставляет данные в отдельные куски и затем в фоне может их обрабатывать и объединять для оптимизации.
|
||||
По окончанию мы увидим следующий результат
|
||||
|
||||
![img.png](images/partitions2.png)
|
||||
|
||||
Сейчас можно попробовать встаить такие данные
|
||||
```clickhouse
|
||||
insert into history SELECT generateUUIDv4(), 'device', generateUUIDv4(), rand32(), 'first_name', 'Denis', null, now();
|
||||
```
|
||||
Вставка происходит успешно. Несмотря на то, что мы передаем null в not nullable поле created_by. В данном случае значение привелось к 0 и сохранилось в базе
|
||||
А теперь попробуем вставить такие данные
|
||||
```clickhouse
|
||||
insert into history SELECT generateUUIDv4(), 'device2', generateUUIDv4(), rand32(), 'first_name', 'Denis', 3, now();
|
||||
```
|
||||
clickhouse выдает ошибку что значение enum нам не известно и возвращает ошибку.
|
||||
|
||||
## Модификация данных
|
||||
В clickhouse нет классического редактирования данных. Отказ от update позволяет clickhouse быть таким быстрым.
|
||||
Но не все безнадежно. Если нельзя но очень хочется, то есть механизм мутаций.
|
||||
Подробнее тут https://clickhouse.com/docs/ru/sql-reference/statements/alter#mutations
|
||||
В целом это выглядит как редактирование на mysql, но через alter table
|
||||
|
||||
```clickhouse
|
||||
alter table history update value='Dionis' where value='Denis';
|
||||
```
|
||||
|
||||
В данный момент возможно посмотреть список мутаций так
|
||||
|
||||
```clickhouse
|
||||
SELECT
|
||||
mutation_id,
|
||||
command,
|
||||
is_done
|
||||
FROM system.mutations
|
||||
WHERE table = 'history';
|
||||
```
|
||||
|
||||
В ответе будет такое
|
||||
|
||||
![img.png](images/mutations.png)
|
||||
|
||||
Из таблицы видно, что наш запрос был зарегистрирован в списке мутаций и что он уже выполнился.
|
||||
Особо сложные запросы могут выполняться часами.
|
||||
Такое обновление происходит асинхронно в фоне и не блочит работу таблицы.
|
||||
Также можно заметить что изменения типа полей таблицы также были зарегистрированы в мутациях.
|
||||
Несмотря на то, что есть возможность редактировать данные - не стоит этим злоупотреблять. Если единовременно будет много мутаций в обработке, то это плохо скажется на производительности системы и может привести к ошибкам накатки мутаций.
|
||||
Мутации следует использовать когда одним запросом можно привести данные к ожидаемому результату.
|
||||
Например, на основе одного поля рассчитать значения другого или скопировать значения поля из соседней таблицы в указанную.
|
||||
|
||||
Вероятно, что может понадобиться возможность частого обновления данных. В этом случае есть несколько лайфхаков.
|
||||
Подробнее тут - https://habr.com/ru/companies/just_ai/articles/589621/
|
||||
Один из простых способов достичь нужного нам результата выглядит так.
|
||||
- Создаем еще одну таблицу где мы будем хранить более свежие значения полей
|
||||
- Строим запрос с проверкой на наличие свежей версии значения
|
||||
- Раз в определенный период (например раз в месяц) выполняем мутацию на перенос значений в основную таблицу и чистим значения из дополнительной
|
||||
|
||||
Создаем таблицу
|
||||
```clickhouse
|
||||
CREATE TABLE history_value
|
||||
(
|
||||
uuid UUID,
|
||||
value Nullable(String),
|
||||
timestamp Int64
|
||||
)
|
||||
Engine ReplacingMergeTree()
|
||||
ORDER BY uuid;
|
||||
```
|
||||
Обновляем значение
|
||||
```clickhouse
|
||||
insert into history_value (uuid, value, timestamp) VALUES ((select uuid from history where field='age' and value='33'), '44', toUnixTimestamp(now()));
|
||||
```
|
||||
Получаем строки с актуальными значениями
|
||||
```clickhouse
|
||||
select
|
||||
uuid,
|
||||
entity,
|
||||
entity_id,
|
||||
action,
|
||||
field,
|
||||
coalesce(hv.value, h.value),
|
||||
created_by,
|
||||
created_at
|
||||
from history h left join history_value hv on h.uuid = hv.uuid;
|
||||
```
|
||||
|
||||
Обновляем значение повторно
|
||||
```clickhouse
|
||||
insert into history_value (uuid, value, timestamp) VALUES ((select uuid from history where field='age' and value='33'), '55', toUnixTimestamp(now()));
|
||||
```
|
||||
После повторно операции видим, что у нас дублируются записи
|
||||
|
||||
![img.png](images/override_value.png)
|
||||
|
||||
Можно было бы остановиться на первом варианте запроса с актуальными значениями, если допустимо, что какое-то время данные будут дублироваться.
|
||||
Например, если выполнить обновление ночью, то к утру, вероятно, что лишние данные уже будут дедублицированы.
|
||||
Чтобы ускорить процесс слияния кусков, можно принудительно запустить внеочередное слияние так:
|
||||
|
||||
Предлагаю пока не выполнять этот запрос, а продолжить изучение дальше.
|
||||
По окончанию практики можете повторить выполнить вставку нескольких строк данных и оптимизацию таблицы самостоятельно.
|
||||
```clickhouse
|
||||
OPTIMIZE TABLE history_value DEDUPLICATE;
|
||||
```
|
||||
|
||||
Если же запрос выполнили, то вставьте еще несколько строк
|
||||
```clickhouse
|
||||
insert into history_value (uuid, value, timestamp) VALUES ((select uuid from history where field='age' and value='33'), '66', toUnixTimestamp(now()));
|
||||
insert into history_value (uuid, value, timestamp) VALUES ((select uuid from history where field='age' and value='33'), '77', toUnixTimestamp(now()));
|
||||
```
|
||||
|
||||
Подбедить дубли в realtime можно, например так:
|
||||
```clickhouse
|
||||
select
|
||||
h.uuid,
|
||||
entity,
|
||||
entity_id,
|
||||
action,
|
||||
field,
|
||||
coalesce(hv.value, h.value),
|
||||
created_by,
|
||||
created_at
|
||||
from history h
|
||||
left join history_value hv on h.uuid = hv.uuid
|
||||
left join history_value hv2 on h.uuid = hv2.uuid
|
||||
where empty(hv.uuid) or (hv2.timestamp < hv.timestamp);
|
||||
```
|
||||
Так как для таблицы использовался движок ReplacingMergeTree, то дубль значения будет удален автоматически.
|
||||
|
||||
Раз в определенный период можно запускать миграции для чистки лишних значений.
|
||||
Синхронизируем значения
|
||||
```clickhouse
|
||||
alter table history update value=(
|
||||
select coalesce(hv.value, h.value)
|
||||
from history h
|
||||
left join history_value hv on h.uuid = hv.uuid
|
||||
left join history_value hv2 on h.uuid = hv2.uuid
|
||||
where history.uuid = h.uuid and (hv2.timestamp < hv.timestamp)
|
||||
)
|
||||
where uuid in (select distinct history_value.uuid from history_value);
|
||||
```
|
||||
И после этого удаляем лишние значения
|
||||
```clickhouse
|
||||
alter table history_value
|
||||
delete where timestamp <= (
|
||||
select max(create_time)
|
||||
from system.mutations
|
||||
where command like '%UPDATE history%' and is_done = 1
|
||||
);
|
||||
```
|
||||
|
||||
## Удаление записей
|
||||
Здесь ситуация аналогична update.
|
30
docker-compose.yml
Normal file
@ -0,0 +1,30 @@
|
||||
version: '3.8'
|
||||
|
||||
services:
|
||||
clickhouse:
|
||||
image: clickhouse/clickhouse-server:23.4
|
||||
container_name: clickhouse
|
||||
mem_limit: 2048m
|
||||
restart: always
|
||||
environment:
|
||||
- TZ=${WORKSPACE_TIMEZONE:-Asia/Novosibirsk}
|
||||
- CLICKHOUSE_USER=dbuser
|
||||
- CLICKHOUSE_PASSWORD=dbuser
|
||||
- CLICKHOUSE_DB=dbname
|
||||
- PUID=${WORKSPACE_PUID:-1000}
|
||||
- PGID=${WORKSPACE_PGID:-1000}
|
||||
volumes:
|
||||
- ./db-data/clickhouse:/var/lib/clickhouse
|
||||
ports:
|
||||
- "8123:8123"
|
||||
ulimits:
|
||||
nofile:
|
||||
soft: 262144
|
||||
hard: 262144
|
||||
networks:
|
||||
- general
|
||||
|
||||
networks:
|
||||
general:
|
||||
external:
|
||||
name: general
|
BIN
images/1.png
Normal file
After Width: | Height: | Size: 18 KiB |
BIN
images/2.png
Normal file
After Width: | Height: | Size: 42 KiB |
BIN
images/3.png
Normal file
After Width: | Height: | Size: 58 KiB |
BIN
images/4.png
Normal file
After Width: | Height: | Size: 24 KiB |
BIN
images/5.png
Normal file
After Width: | Height: | Size: 18 KiB |
BIN
images/ddl.png
Normal file
After Width: | Height: | Size: 79 KiB |
BIN
images/mutations.png
Normal file
After Width: | Height: | Size: 21 KiB |
BIN
images/override_value.png
Normal file
After Width: | Height: | Size: 39 KiB |
BIN
images/partitions.png
Normal file
After Width: | Height: | Size: 12 KiB |
BIN
images/partitions2.png
Normal file
After Width: | Height: | Size: 9.2 KiB |